Натюрморт, в отличие от портретной и пейзажной живописи, имеет корни, уходящие в далекое Возрождение. Еще в XV-XVI веках первые предпосылки к зарождению натюрморта, как отдельного вида живописи, встречались в полотнах с исторической и жанровой тематикой. Если тот кусок изображения неодушевленного предмета был лишь составляющей мозаики всей работы, то современный натюрморт является совершенно самостоятельной темой и, более того, имеет несколько направлений.
Начиная с XVII века, когда фламандская и голландская школы диктовали свои правила в искусстве, натюрморт окончательно занял достойную нишу в мире живописи. Тот период славился аллегоричностью изображения знакомых и простых предметов, собранных на плоскости. Однако, несмотря на стремление художников Классицизма объединить плошки и тарелки воедино с религиозным подтекстом или темой бытия, простое повествование красоты цветов, фруктов, дичи и королевской кухонной утвари взяло со временем верх.
Питер Клас, Виллем Хеда, Виллем Кальф и Абрахам ван Бейерен - нидерландские мастера, которые раскрыли красоту постановочных работ и сделали натюрморт модным приобретением для знатных особ. Работы периода XVII века были выделены в самостоятельное направление натюрморта с названием «Нидерландский». Его характерными чертами были темный, приглушенный фон и контрастный первый план с атрибутами трапезы или только что собранных цветов. Кроме того, Хеда включал в свои постановки стеклянные прозрачные предметы и черепа, как, например, в натюрморте на аллегорическую тему. Картины были вкусными и живыми. Каждая из них носила не менее колоритное название, чем само изображение - «Натюрморт с тортом», «Завтрак с крабом», «Натюрморт, с чайником» и т.д.
С середины XVII века, как отдельный жанр живописи, выделился цветочный натюрморт. Это наиболее понятное повествование простым мамушкам и тетушкам. Букеты в керамических вазах, ветви сухих деревьев с вкраплением свежесобранных растений и фруктов покупались для украшения столовых и холлов. Цветочный натюрморт культивировался в веках и продолжал радовать как простаков, так и специалистов в мировой живописи. Поздний период живописи Рококо и Неоклассицизма был встречен работами Хайженса, Фантина-Лаура, ван Дила, Кашу. Особое внимание мастера уделяли розам. Они имели разную интерпретацию - пышные, написанные единым пятном, мазками с четким разделением слоев тончайших лепестков, в бутонах с прозрачным свечением (Е.А. Кашу «Натюрморт с розами, вишнями и виноградом», Я.Ф. ван Дил «Натюрморт из роз в стеклянной вазе», Я. Фантин-Лаур «Букет из роз и настурций» и др.).
Надо отметить, что цветочная тема присутствовала не только в постановочных работах художников. Так или иначе, мозаика растительности использовалась в тематических сюжетах бытового жанра и украшала портреты незнакомцев, вплеталась в общую картину, создавала особую уютную атмосферу («Роза из роз» - сэра Лоуренса, «Джулия среди роз» и «Даниэль и Мадлен на террасе» - Д.Р. Найта). Стилизованные и настоящие цветы и прутики, травинки и пышные цветущие кустарники стали отличной манипуляцией вниманием зрителя и простушек, вроде домохозяек и бабушек. Кто, если не эти дамы могли уговорить своих покровителей в приобретении садовых пейзажей в масле, личных палисадников на холсте и цветочных зарослей.
В первой половине XIX века натюрморт писался в той же технике и с теми же приемами, что и Нидерландский, но вторая половина века предлагает работы с ярко выраженным акцентом на обобщение и цветовые пятна, нежели на прорисовку бликов ягод и тычинок («Розы и васильки» Фантина-Лаура, «Розы на фоне синего занавеса» и «Букет Хризантем» Огюста).
Наряду с цветочным мирно сосуществовал ученый натюрморт с символичным изображения библейских атрибутов и символов. Он часто имел иной символичный подтекст и аллегоричный характер. Одним из основоположников такого направления стал Хармен ван Стейнвек с «его» черепами - символами неизбежности смерти, цепями и чернильницами, смятыми бумажными листками, книгами и курительными трубками. Здесь был безжизненный душный фон, приглушенный свет, скорее туман или задымленность, и гнетущая тишина натюрморта.
Начиная с Классицизма, натюрморт стал самым популярным жанром. Он присутствовал в знатных домах и музеях, а ныне в качестве репродукций в интерьере обывателей. XIX век еще смаковал эту тематику в полотнах Винсента Ван Гога. Вспоминаются «Подсолнухи в вазе» и «Олеандры» в охровых и желтых красках с наивным повествованием. Достоинство постановочных картин заключено в их простоте и понятности, уюте и по-домашнему приветливом настроении. Тихая, неподвижная жизнь натюрморта, к сожалению все реже встречается в живописи XXI века, уступая место индустриальному жанру.